panorama_coffee (panorama_coffee) wrote,
panorama_coffee
panorama_coffee

Category:
  • Mood:

Философия кофе. Часть 2.

6697_900

«Философия кофе» была задумана  как мастер-класс, когда с помощью кофе каждый желающий может развивать личную стрессоустойчивость и интеллект.

Я далека от мысли утверждать, что кофе – это панацея от всех бед. Образование, литература, наука, искусство, тренинги  по-прежнему  актуальны.

Однако, если выпивая пару-тройку чашек кофе в день, есть возможность поднять стрессоустойчивость и повысить интеллектуальный коэффициент IQ – глупо это игнорировать, особенно, если знаешь как.

Стрессоустойчивость – это здоровье, а быть здоровым всегда выгодно. Иметь высокий коэффициент интеллекта IQ также выгодно – это и карьера, и реализация и, в конце концов, деньги.

Данная информация подтверждена в реальности успешным результатом. Может быть есть смысл изучить опыт и применить его в своей жизни?

Япония поднялась из руин и, в течении 20 -30 лет, стала одним из  государств  с  конвертируемой (резервной) валютой. Ее опыт заслуживает внимания. У японцев есть чему поучиться.

Поэтому продолжу.

В 2002 году вышла книга профессора Р.Линна и доктора Т.Ванханена «Коэффициент интеллекта IQ и богатство народа». Авторы опубликовали исследования, проведенные  Университетами Ольстера и Тампере, которые подтверждали, что национальный коэфициент интеллекта IQ напрямую коррелируется с ВВП (внутренним валовым продуктом) страны.

Проще говоря, чем умнее люди, тем богаче страна.

За 40 лет до выхода этой публикации группа Юрана в ходе эксперимента показала, как, повышая уровень интеллекта, можно повысить конкурентоспособность продукции, выйти на внешние рынок и соответственно увеличить ВВП государства.

«История-теория, или как коэффициент интеллекта IQ влияет на ВВП целой страны».

Уже через 10 лет после приезда Юрана в Японию, в начале 60-х годов ХХ века, японская экономика достигла устойчивого роста, а Юран был признан самым эффективным кризис-менеджером в Японии.

Следующей задачей, которая была поставлена перед группой Юрана -  поднять качество и конкурентоспособность японской продукции для выхода на международные рынки.

Работа группы «закипела» вновь. Опять специалисты носились по производствам, кого-то опрашивали, за кем-то наблюдали.

В результате исследований установили, что главной причиной низкой конкурентоспособности японских товаров был невысокий показатель IQ работников предприятий и, как результат, ориентация производств на подделку известных брендов.

Творческая мысль была заблокирована.

Необходимо было убедить промышленников развивать творческий потенциал сотрудников.

Юран выступил с докладом в Совете Промышленников и предложил провести исследования по развитию творческих способностей человека в условиях производства. Японцы с ним согласились, т.е. денег дали, но продолжали выпускать подделки, как говорится, «синица в руке надежнее журавля в небе».

1. Кратко о физиологии. Скучно, но оно того стоит.

И снова засел Юран за изучение научных трудов.

То ли Бехтерев надоумил его, то ли Сеченов, то ли еще кто-то из физиологов, но узнал Юран, что у каждого человека в языке и в гортани расположены вкусовые почки и их целых 10 000 штук. Почка имеет прямую связь с мозгом и через нее включается активность разных участков, т.е. создаются нейронные связи.

Узнал он также, что еще в 30-х годах ХХ века физиологи исследовали чувствительность вкусовых почек и определили, что у интеллектуалов количество вкусовых почек раскрыто больше, чем у среднестатистического человека, т.е. чем выше IQ человека, тем больше вкусовых почек раскрыты и чувствительны.

Физиологи утверждали, что клетки вкусовой почки являются самыми быстро обновляемыми клетками эпителия. Каждые 250 - 300 часов мы имеем обновленную вкусовую почку.

Вот и задумался Юран, а можно ли, воздействуя на вкусовую почку,  «включить» мозг и интеллект повысить?

Физиологи также отмечали, что Главным нейромедиатором или «включателем» мозга является серотонин или «гармон счастья».

Пожалуй, что стоит отметить, так это влияние серотонина на наше настроение. Серотонин называют «гормоном счастья», потому что он  ответственен за наше хорошее настроение и самочувствие.

Ключевое слово – самочувствие.

Благодаря выработке серотонина в организме, мы чувствуем себя в хорошем расположении духа, чувствуем прилив сил и настроения,  повышается сопротивляемость стрессам.

Исследования доказали, что ощущение счастья связано с выработкой серотонина.

Серотонин был открыт итальянским фармацевтом В.Эрспамером в 1935 году, а исследования, как увеличить синтез серотонина в организме, продолжаются по сей день.

В настоящий момент известно, что выработке серотонина способствует прием продуктов питания с повышенным содержанием незаменимой аминокислоты – триптофана.

Она содержится в продуктах: сыр, жирный и обезжиренный творог, бобовые, грибы, пшено, гречка, бананы, шоколад, кофе, чай, финики, апельсины, чернослив, инжир, томаты, Омега-3.

Как видим список всего из 17 продуктов. И это результаты исследований за период в 80 лет.

Казалось бы, ешь эти продукты и будь счастлив. Однако нет. Серотонин вырабатывается только в том случае, когда вкусно именно Вам, а не кому-то другому.

Вкусно – есть серотонин, не вкусно – нет серотонина.

На вкус и цвет товарищей нет. Вкусно или не вкусно определяете Вы лично, а мнение другого человека можно проверить только на собственном опыте и сделать свой индивидуальный вывод. О вкусах не спорят.
Напомню, что группа Юрана искала продукт по воздействию на большие группы людей для развития творческого потенциала в условиях производства.

Стали изучать вкусовые пристрастия интеллектуалов.

Так всплыло правило 3С – coffee, cognac, cigars.

Оказалось, что каждый из этих продуктов раскрывает вкусовую почку и способствует ее развитию.
Коньяк и сигары в условиях производства были малоприменимы, поэтому снова остановились на кофе.

Вкусовая почка имеет 4 вида клеток и, в том числе, состоит из рецепторных и сенсорных клеток.

Стали изучать вопрос, как кофе действует на рецепторные и как на сенсорные клетки. Оказалось, что основное воздействие кофе оказывает на рецепторные клетки, а на сенсорные влияние было меньшим.

Стали искать продукт, влияющий на сенсорные клетки. «Методом тыка» провели эксперимент с чаем, и выяснилось, что чай максимально воздействует на сенсорные клетки и меньше на рецепторные.

Кофе и чай оказались взаимодополняющими напитками при воздействии на вкусовую почку.

Спор о том, что лучше пить чай или кофе, потерял актуальность.

Кофе «включает» почку и воздействует на рецепторные клетки, способствуя увеличению их количества, а чай на сенсорные. При этом каждый напиток способствовал выработке серотонина.

После этих данных вопросы о популярности кофе и чая просто исчезли.

Физиологами было установлено, что рецепторные клетки определяют концентрацию и насыщенность пищи, а сенсорные клетки отвечают за распознание вкусовых оттенков продукта.

Полноценно раскрытая почка имеет примерно равное количество рецепторных и сенсорных клеток.

Стали экспериментировать с концентрацией напитка, которая воздействует на рецепторные клетки. Так появилось понятие экстрактивность кофе.

Экстрактивность кофе – это способность жареного зерна передать вкусовые составляющие в воду, т.е. сделать напиток концентрированным и насыщенным.

В ходе эксперимента наблюдали несколько групп людей, их уровень интеллектуального коэффициента IQ измеряли психологи (в частности, с помощью тестов Ганса Юргена Айзенка), а за развитием вкусовых почек следили химики и физиологи.

Встала задача, как достичь такой оптимальной экстрактивности кофейного напитка, чтобы вкусовая почка «включилась» и серотонин начал вырабатываться.

Если кофеин – это природный показатель кофе и зависит от высоты расположения плантации над уровнем моря, то экстрактивность зерна – это технологический производственный показатель и зависит от способа обжарки кофе.

Группа Юрана засела на производстве по обжарке кофе и экспериментальным путем разработала технологию обжарки для получения оптимального показателя экстрактивности зерна.

Выяснили, что экстрактивность зависит от влажности жареного  кофе «на выходе» после обжарки.

Экспериментально была определена оптимальная влажность жареного кофе на выходе после обжарки и она составила 2.5 – 3.5%, при таком показателе экстрактивность достигает 25-30% и выше.

При такой экстрактивности кофе получается напиток, который «включает» вкусовую почку и, соответственно, идет воздействие на мозг через выработку сератонина.

При экстрактивности кофе ниже 20% воздействие на вкусовые почки отсутствует, серотонин не вырабатывается.

Показатели экстрактивности и влажности зерна позже, лет через 15, лягут в основу межгосударственного ГОСТа 6805-86 и будут признанными в 86 странах Мира.

ГОСТ предусматривает влажность жареного кофе в конце обжарки не выше 4% и экстрактивность 20-30%. Проверке подлежит каждая партия жареного кофе.

Ключевое слово – каждая.

Таковы требования ГОСТа. Утверждать, что кофе изготовлен по ГОСТу, можно только при наличии протокола лабораторных испытаний. Все остальное - домыслы. Цифры вещь упрямая.

В результате появились новые работы Юрана о влиянии экстрактивности кофе на развития интеллектуальных способностей через воздействие на вкусовую почку и выработку сератонина.

Рекомендации по употреблению чая для японцев были лишними.

Эти исследования японцы конечно же засекретили.

Так родилась на свет вторая технология - о повышении уровня интеллекта IQ сотрудников на производстве с помощью кофе, которая звучит так:
- для повышения коэффициента интеллекта IQ и выработке серотонина рекомендовано на производствах употреблять арабики с показателем экстрактивности не ниже 20% в количестве не более 457 мл (1 пинта US) в течении рабочего дня.

Для такой простой рекомендации группе Юрана потребовалось около 5 лет исследований.

Народ отреагировал быстро. Повышая стрессоустойчивость и интеллектуальный уровень, работники предприятий стали вносить рационализаторские предложения и «баловаться» изобретениями.

В результате появилось самое настоящее японское «Бюро изобретателей и рационализаторов».

2. Японский способ победить глупость.

Через пару лет японцы подделывали японцев и для группы Юрана этот факт стал хорошим показателем. Уровень IQ японцев повысился и включился творческий потенциал.

Однако японцы-изобретатели на тех, кто подделывал и воровал их идеи, смотрели иначе, чем Юран.

С поддельщиками разделались быстро.

Японцы не стали рубить руки и вырывать языки воровитым и брехливым, как это практиковали в Азии. Они отказались вести бесконечные и малоэффективные судебные тяжбы, как это было принято в Европе.

Японцы обратились к своей культуре и стали высмеивать «хитрецов» в комиксах и мультиках, называя их Нэдзу-Нэдзуми.

Нэдзо-Нэдзуми в японской мифологии называют крыс-оборотней, которые в человеческом облике проявляются, как брехливые и воровитые людишки без всяких моральных принципов, но с отличным нюхом.

В японской поэзии  появилось целая серия хокку, адресованных Нэдзо-Нэдзуми:

- Дикий плющ обвил висячий мост и заявляет, что он его держит.

Или

- Смешная и глупая Обезьяна пляшет на площади. В маске обезьяны.

Любой, кто решался на воровство чужой идеи и на подделку, очень быстро становился объектом насмешек коллег «по цеху» и рисковал собственной репутацией. Мир бизнеса тесен.

Если на минуту задуматься, то возникнет вопрос: какой разумный бизнесмен, в трезвом уме и твердой памяти, потратив собственные деньги, собственное время, организовав производство (что достойно уважения), станет производить подделку и показывать окружающим, что у него низкий IQ, т.е. он глуп и ничего не может придумать сам, что он воровит ибо украл чужую идею, что брехлив, вводя в заблуждение покупателя или партнера?

Много ли Вы встречали деловых людей, мечтающих иметь глупого, брехливого и воровитого партнера?

Прозвище Нэдзо-Нэдзуми, адресованное к человеку или компании, стало нарицательным. Указывало на низкий интеллект владельца и вело к разорению. Подделывать стало не выгодно.

Однако японцы, как приверженцы учения Дао, с большим уважением относятся к противнику не только на татами, но и в бизнесе. Поэтому Нэдзо-Нэдзуми посвящали хокку «уважение к опыту»:

- Дважды свалившись, Нэдзо-Нэдзуми учится снова запрягать своего коня.

Проще говоря, пару раз разорится и научится. Такой вот опыт. Глупость стоит дорого.

Явление Нэдзо-Нэдзуми японцы победили с помощью юмора и поэзии.
 

Как результат, к концу 60-х ХХ века японские товары уверенно стали конкурировать на внешних рынках.

Юрана назвали автором японского экономического чуда. А японские промышленники стали инвестировать в плантации арабик высшего сорта с низким показателем кофеина по всему Миру, куда успевали добежать.

Кстати, жители о. Ямайка справедливо считают себя соавторами японского экономического чуда. Юран экспериментировал, в том числе, и с ямайской арабикой “Blue Mountain”. И это главная причина популярности этого легендарного кофе.

Арабика “Blue Mountain” произрастает на высоте 2000 – 2400 м над уровнем моря, имеет показатель кофеина 0.7-0.8, экстрактивность жареного зерна при влажности 3% достигает 28%-29%.

В настоящее время 85% годового урожая ямайской арабики закупает Япония. Этим обусловлена очень высокая цена на остальные 15%. Зато в Японии на каждой станции  метро Вы сможете выпить “Blue Mountain” просто из кофейного автомата.

Для Американцев появление японских товаров на рынке стало неожиданностью. По их подсчетам, после Херосимы и Нагасаки, «самураи» должны были лежать в руинах лет 50. А тут такая неприятность. Японцы конкурируют и не где-нибудь, а на американском рынке, и не на каком-нибудь, а на автомобильном.

«Разведка» доложила, что автором экономического чуда является самый настоящий американец Юран, которого сами же американцы «послали куда подальше» лет 20 назад.

В те времена в Штатах наступили тяжелые времена спада производства и экономика вошла в зону экономического кризиса. Было принято решение вернуть Юрана в «родные пенаты», т.е. сделать предложение от которого трудно отказаться.

Кто знает, узнал ли бы Мир о работах Юрана и о влиянии кофе на стрессоустойчивость, интеллект и повышение производительности труда, если бы Юран принял другое решение и отказался возвращаться в США?
Восток умеет хранить свои секреты.


Много ли мы знаем об исследованиях кофе у арабов, у персов или о секретах племени Чага? А ведь исследования ведутся много столетий подряд, а группы исследователей часто возглавляли шейхи и нобелевские лауреаты. И это факт.

Например, у академика И.П.Павлова, первого советского Нобелевского лауреата, есть интереснейшие работы об исследованиях в области кофеина и о его воздействии на психическое состояние человека.

Шел 1970 год.
(Продолжение следует…)

Шаг № 2.
«Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи»
Английская пословица.

Если Вы приняли решение повысить стрессоустойчивость, то Вас будет интересовать % кофеина в зерне, а если захотите повысить собственный уровень IQ, то озаботитесь показателем уровня экстрактивности в кофе.

В кофе все просто.

Остается научиться выбирать.

К результату можно идти двумя путями – последовательным и параллельным.

Например, Вы решили увеличить свою скорость передвижения в пространстве.

Последовательный метод предполагает, что вначале Вы идете пешком, потом осваиваете ролики, затем самокат, мотороллер и мотоцикл. Лет через 10-20 автомобиль покажется Вам «чудом техники» и Вы постепенно станете осваивать более совершенные модели. Потом, еще лет через 10-20, Вы узнаете, что есть вертолет, самолет и космический корабль.

В результате каждый раз Вы увеличиваете скорость передвижения в пространстве. Вы достигаете поставленной цели. У Вас куча навыков и опыта. Кто в праве Вас критиковать?

Единственный недостаток этого метода – потеря временного ресурса.

Параллельный метод предполагает нечто другое. Вы сразу осваиваете вождение автомобиля, затем идете в автосалон самых дешевых автомобилей и заказываете тест-драйв. После заказываете тест-драйв в салоне самых дорогих авто. Затем покупаете авто по Вашим возможностям. Но Вы точно знаете какое качество Вы получите задешево, а какое задорого.

При этом, ролики, велосипед, мотоцикл и все прочие средства передвижения можно освоить параллельно.

Однако временной ресурс сохранен и есть четкое понимание цена-качество.


В познании кофе – аналогично.

Можно последовательно и вальяжно передвигаться от растворимого кофе к робусте, потом попробовать смесь арабики с робустой и исследовать разные сорта разных арабик. Через много лет, испив чашку кофе высшего сорта, сделать вывод, что жизнь удалась.

Можно пойти другим путем. Параллельным.

Вначале попробовать самый дешевый кофе с высоким кофеином и самый дорогой кофе с низким кофеином, а дальше осознанно выбирать, то что подходит Вам лично по вкусу, но иметь четкое понимание какое состояние вызывает высоко кофеиновый кофе, а какое низко кофеиновый.

Самый надежный инструмент выбора.

Самый надежный способ сделать правильный выбор любого продукта - это обратиться к ГОСТу.

Ключевое слово – любого.

ГОСТ – это документ, описывающий государственный стандарт на  продукт, будь то кофе, автомобильная покрышка, шоколад, чай или железнодорожная рельса.

Любой продукт, производимый на планете Земля, имеет стандарт. Есть стандарт времени, длины, веса, скорости, плотности и т.д. Люди договорились и согласовали стандарты, чтобы обеспечить бесконфликтную коммуникацию и торговлю.

За каждой цифрой или фразой, записанной в ГОСТе, стоят годы научных исследований, работа ученых и многих научно-исследовательских институтов.

ГОСТы находятся в открытом доступе и найти их в интернете достаточно просто.

ГОСТ – это настолько уникальный документ, что умение им пользоваться автоматически вычеркивает Вас из списка жертв мальчиков «с бегающими глазами» и разного рода Нэдзо-Нидзуми.

Я далека от мысли заставить Вас читать ГОСТы «от корки до корки». Достаточно обратиться к главе №3 «Технические требования».

Этот раздел есть во всех ГОСТах, занимает пару-тройку страниц и описывает требования к сырью, из которого изготавливается продукт, а также описывает требования к высшему, первому или второму сорту готового продукта.

Особенно интересны международные ГОСТы, где показатели качества признаются во многих странах Мира, т.е. результаты научных исследований в разных стран совпали.

На этих ГОСТах написано – межгосударственный.

На примере кофейного ГОСТа предлагаю научиться пользоваться этими уникальными документами.

Разбираться будем по пунктам, т.е. по-шагово.

ГОСТ 6805-86 (для Украины 6805-97) «Кофе натуральный жареный в зернах» в разделе №3 «Технические требования» читаем, что кофе натуральный жареный в зернах изготавливается из плодов двух ботанических видов кофейных деревьев (т.е. описано требование к сырью): Coffee Arabica Linney (арабика) и Coffee Canephona Pierree (робуста).

В природе есть и другие ботанические виды кофейных деревьев, есть гибриды и т.д, но ГОСТом предусмотрены только плоды этих двух ботанических видов. Точка.

Плоды других ботанических видов кофейных деревьев в производстве кофе жаренного в зернах не предусмотрены. Наверняка для этого есть веские аргументы и это признано в 86 странах Мира. Можно доверять.

Есть арабика и есть робуста. Вот с них и начнем знакомство.

Опыт № 1. «Знакомство с кофеином».

Если у Вас нет желания экспериментировать и Вы ждете конкретных указаний: что, где и как купить, тогда я попрошу набраться терпения и воспринимать данную информацию, как интеллектуальное чтение.

Через пару постов я перейду к характеристикам кофе, где  предоставлю протоколы испытаний с показателями кофеина и экстрактивности по сортам и странам происхождения.

Вам останется только выбрать кофе, который будет вкусен лично Вам и который будет способствовать выработке серотонина.

При таком подходе Вы получите хороший и прогнозируемый результат.

Для более любознательных и активных я предлагаю освоить метод, который используют дегустаторы для определения качества кофе на соответствие ГОСТу.

Ничего сверх естественного в этом методе нет. Немного навыков и информации. В результате Вы по вкусу, запаху и внешнему виду будете точно определять сорт кофе и ориентироваться в его качестве.

Поэтому вначале знакомимся с кофеином.

В ближайшем кофейном магазине купите 25 г лучшей арабики и 25 г лучшей робусты (можно положиться на мнение продавца, сейчас это не имеет значения). Необходимо два вида зерна с разным содержанием кофеина.

День первый – утром выпейте чашку арабики, приготовив ее привычным для Вас способом.

День второй – утром выпейте чашку робусты, приготовив ее тем же способом, что и арабику накануне. (Предостережение для людей со скачками давления или проблемами с желудком или сердцем – достаточно сделать один глоток робусты).

День третий – повторите опыт с арабикой.

Сравните свои состояния и ощущения.


На опыт достаточно три дня.

На что следует обратить внимание.

Арабика – показатель кофеина 0.7 – 1.75%
Робуста – показатель кофеина 1.7 – 2.5 %

Ваша задача отследить какое состояние вызывает у Вас выпитая чашка арабики, а какое выпитая чашка робусты. И сравнить.

Кофеин имеет горький вкус. Сравните уровень горечи в чашке арабике и уровень горечи в чашке робусты.

Выводы:
Горький кофе – это всегда кофе с высоким содержанием кофеина.

Как видите все просто.

Желаю Всем хорошего кофе.
Tags: философия кофе часть 2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment